Форум   |   Пользователи   |   Добавить тему на форум
Список разделов Воспитание ребёнка Техника решения проблем хаотического поведения ребенка от 0 до 3-х лет

 
от 1 до 3

Техника решения проблем хаотического поведения ребенка от 0 до 3-х лет

 
 
 
 
0

«Из хаоса — в порядок!»

Пока дети не разговаривают, у них нет иного способа поделиться своими трудностями, сигнализировать о своих потребностях, как криком. К этому могут прибавиться капризы, даже истерики, брыкания и прочая гиперактивность. Что тут делать?

Конечно, первым шагом надо постараться выявить причину крика. Поначалу их немного: покушать и наоборот, поспать, что-то болит (чаще всего газики в животе), хочет куда-то попасть, что-то достать, но не может и прочие очевидные желания. Тогда достаточно будет помочь ему удовлетворить свои естественные потребности.

Если же причина не в этом, или же вы упустили момент реакции, и ребенок уже «завелся», перейдем к следующему этапу.


Попробуем придерживаться хотя бы человеческого направления развития. Человек все-таки часть природы. А в природе действует фундаментальное противостояние — хаос — порядок. Так вот человеческая часть лежит в области порядка.

Это если смотреть на нашу жизнь из космоса.

Приближаясь же к Земле, спроецируем данную философскую дихотомию применительно к повседневным проблемам, заботам и затыкам.

Говорят, что у человека всегда есть выбор. Не влезая в критику этого утверждения, примем его за данность. Тогда при выборе решения той или иной проблемы просто смотрим в сторону упорядочивания. Конечно, одного только взгляда мало — надо еще действовать непротиворечиво в выбранном направлении. При желании это достаточно просто.

Вот, например, как можно применить общий принцип поведения, реакции при любом из негативных состояний ребенка.

Подстроившись под его движения/звуки, постепенно упорядочивать их.

Из миража, из ничего,

Из сумасбродства моего

Вдруг возникает чей-то лик

И обретает плоть и кровь…

Это образная формула желаемой метаморфозы: из хаоса — в порядок.

Как же она действует на практике?

Предположим, ребенок «беспричинно» кричит.

Подхватив примерно высоту его крика, вторим ему более спокойным тоном, постепенно придавая некоторый ритм. Желательно при этом сопроводить свои действия успокаивающими прикосновениями. Таким образом превращаем хаотический крик в немудрящую ритмичную мелодию-песенку (ваши музыкальные способности не имеют здесь никакого значения), а прикосновениями успокаиваем его на физическом (подсознательном) уровне. Обычно такие метаморфозы приводят к позитивным эмоциям.


Или ребенок совершает хаотические энергичные движения. Родитель может подыграть вначале этим движениям, придавая им постепенно некоторый ритм, возможно даже напевая что-нибудь подходящее (опять же, вам лишь нужно передать с помощью более-менее мелодичных, а главное — ритмичных звуков нужное настроение). Если ребенок не сопротивляется, лучше подладиться под его движения, переведя их в некий совместный «танец». Но бывает, что ребенок в такие моменты отталкивает руки, тогда надо делать движения самим, в поле его зрения, используя его подражательный рефлекс. При этом надо обратить внимание на собственную мимику и состояние — они должны быть, конечно, располагающими к себе, но в меру (иначе явное несоответствие ребенок почует, и это может только подхлестнуть его протест). Навязчивость проявляется даже в прямых взглядах на ребенка, направленности на него внимания, поэтому можно изобразить, что мама/папа просто «мимо проходили» и увлеклись сами этими движениями.

В частности, если ребенок брыкается ногами — подхватить руками его же направление движения ног, постепенно и спокойно переводя в ритмические движения, возможно, сопровождая подходящей мелодией. Постепенно ритм и характер мелодии можно делать более спокойным, убаюкивающим. И т.п…

Дети восприимчивы к таким превращениям, поднимающим их эмоциональное состояние. И это объяснимо исторически: люди давно почуяли силу повторяющихся ритмичных движений или звуков, используя этот эффект в медитациях, камланиях, колыбельных, которые всегда сопровождаются покачиванием.

Особо хочется подчеркнуть момент постепенности желаемых метаморфоз: мы часто видим, как «обязаловка», излишние навязывание, настойчивость гасят многие прекрасные порывы и губят в корне благие начинания.

В то же время, элемента некоторого принуждения в воспитании не избежать: человек, конечно, часть природы, но природы, во многом уже созданной им самим!

Конечно, воспитание ребенка требует большего внимания и к себе — к собственным личным чертам. Заметим, что не описано ни одного случая в спецлитературе, когда бы ребенок пагубно влиял на родителей — только наоборот. Дети, по определению, только «зеркала». Развитие у себя чуткости, чувства меры помогут родителям найти правильный баланс в применении методов воспитания и избежать многих неприятных последствий. Определяющую же роль в вашем подходе к воспитанию имеет, конечно же, ваш менталитет.

Если вы прочувствовали описанную технику превращения хаоса в упорядоченность, то справляться со многими неожиданностями, находить быстро выход из неприятных ситуаций будет куда менее затратно во всех отношениях, по сравнению с рефлекторными же (необдуманными, первыми попавшимися) собственными действиями, которые чреваты либо бесконечным разгребанием последствий, либо отпусканием ситуации на самотек с неизбежным плачевным итогом (потому как само оно катится только вниз).

В лучшем же случае — при осознанном подходе - вы подготовите базу под дальнейшие благодатные отношения с ребенком. Основные моменты, которые требуются в проблемных ситуациях от родителей — это внутреннее спокойствие, терпение и ненавязчивое, но непреклонное мягкое проведение своей линии. Если ребенок не сразу воспринимает ее, артачится, лучше не перегибать палку в конкретном случае, мягко отойти — но не отступить (нередки случаи, когда ребенок начинает от чрезмерного давления родителей поступать в дальнейшем «от обратного»), а продолжить в следующий раз.

Родителю здесь поможет ориентация на человеческий вектор развития и диалектическое мышление, позволяющее не застревать в ситуации, а двигаться в нужную сторону. Тогда ребенок со временем обязательно его воспримет и будет двигаться в том же направлении — к упорядоченности и созиданию, испытывая истинное удовлетворение от своей жизни.

Описанный принцип превращения хаоса в порядок представляется перспективным. Возможно, он даст свои плоды в других ситуациях и в других возрастах. Хотелось бы рекомендовать его к апробации в разных условиях.

Так что флаг вам в руки!


Добавлено: 28.04.2023 11:57
Зарегистрирован:
28.04.2023 11:45
Сообщений:
Дети:      –
Откуда:  –
 


Комментариев пока нет. Вы можете оставить комментарий первым.
 

Добавить комментарий

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

Вам необходимо авторизоваться (войти на сайт под полученным ранее ником и паролем).

Если вы впервые на сайте, зарегистрируйтесь при помощи формы регистрации.

   

 
     


Другие темы раздела "Воспитание ребёнка"

                 
Заголовок темы
Автор
Ответов
Просмотров
Последнее
до года Как приучить ребенка засыпать самостоятельно? Opex 19 6332 28.03.2018 Aleno4ka
от 3 до 7 Как распознать талант? Tiana 14 5670 29.09.2017 Marta81
от 3 до 7 Куда нам отправиться в путешествие arturchikgen 2 13 18.04.2024 elza56
от 3 до 7 Детский магнитный конструктор отзывы rizhik 3 1099 25.02.2024 Mariko
от 7 до 18 Моему сыну 14 лет и у него компьютерная зависимость. Что делать? Angellinna 4 1619 25.02.2024 Mariko
от 7 до 18 Воспитание поркой. Strogaj 56 37872 25.02.2024 Mariko
от 3 до 7 Бабушки и внуки ElenaI 14 5727 25.02.2024 Mariko
от 7 до 18 Дочь тайно от нас раздает листовки, чтобы заработать на карманные расходы TatyanaAl 8 2590 25.02.2024 Mariko
от 7 до 18 Что можно подарить ребенку? Baris 5 1194 25.02.2024 Mariko
от 3 до 7 Как сообщить ребенку о том, о чем и взрослым говорить непросто? Ameli_Lazareva 3 1393 25.02.2024 Mariko